ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ИВАНОВА

Ю.Г. Иванов, канд. филос наук

 

Эволюция человека неразрывно связана с развитием общественной культуры. В отличие от растительного и животного мира, в котором эволюционные всплески порождаются на уровне простых физических процессов, человек выработал гуманитарный механизм поведения, смысл которого сводится к целенаправленному изменению свойств и качеств своего вида, позволяющих развёртывать в Природе новые состояния. Такую возможность человек приобрёл исторически, научившись познавать Мир с помощью интеллекта и рассудка. Причём познавать не только окружающий Мир, но и внутренний. Этот гуманитарный пласт познания, называемый культурой, состоит из множества сегментов, которые в интеллектуальном поле образуют форму, называемую философией.

Содержание философии, в отличие от религии, искусства или права, сводится к всеохватству и единству, а также к восприятию реальности Мира как целого. Можно ли к философии отнести такое социокультурное явление в нашей жизни, которое мы называем системой Иванова? Этот вопрос не такой уж и наивный, ввиду того, что обществу навязывается штамп о системе Иванова как о религиозной форме поведения человека. Более того, не только, как об антисоциальном явлении, но даже как о технологии, вредной для жизни человека.

Причины противодействия системе Иванова очень глубокие: они уходят в глубину тысячелетий и в генетику самого человека, в личностное и даже в физическое состояние многих людей, которое можно охарактеризовать как неприродное, больное и конфликтное. Исследование проблем восприятия системы Иванова, точнее говоря, её отторжения, ещё ждёт своего часа. Наша же задача – разобраться с тем, что предложил П.К.Иванов в результате своего небывалого эксперимента, и соотнести его опыт и взгляды с системой философских знаний, чтобы и для себя, и для людей расставить по местам основополагающие направления системы и прикладные формы её реализации. А также привести в систему первоисточники, транскрипции, смыслы, образы, модели и их производные.

В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения П.К.Иванова, а со дня начала его практического учения прошло уже 85 лет. После ухода Учителя в 1983 году, его ученики и последователи уже 25 лет с разной степенью успеха пытаются выработать нечто интегральное, напоминающее контуры учения своего Учителя. Именно Учения. Потому что система Иванова как завершённое практическое дело представляет собой целостную картину – образ, и в центре этой картины личность самого Иванова как Учителя. А в общем плане, она, система, представляет собой его окружение, его взгляды, опыт, выводы и предложения.

Эта картина, которую сам Учитель Иванов образно назвал портретом, является живой атмосферой времени, сферой идей и точкой отсчёта рождения нового и небывалого человека, исторически подготовленного, рождённого Природой ради перехода на новый эволюционный виток своего развития. В этом смысле любая канонизация его учения в той или иной мере будет вносить личностную окраску в саму сущность портрета и образа Учителя.

Но этого не стоит опасаться и именно потому, что система, предложенная Ивановым, имеет всё необходимое для её защиты от модификации, искажений и даже плагиата. Почему? Потому что наряду с физическими явлениями и известными документированными фактами имеется первоисточник – рукописи, кино и фото материалы. А также ещё и потому, что, живи на Земле даже один единственный человек, Природа будет иметь живой носитель голографического отпечатка исторического дела, проделанного Ивановым за 50 лет. Пока такой взгляд называют метафизикой, т.е. свойством непознанного. Но с каждым годом всё больше и больше людей будут осваивать глубину внутреннего мира человека, в котором тайное становится явным, невидимое - видимым, ирреальное - реальным. В соответствии с высказыванием Учителя Иванова, что тайна Природы заключена в теле человека, постепенно будет происходить инверсия мышления человека от захвата физического пространства окружающей среды к освоению внутреннего Мира человека и, соответственно, состоится переход к автотрофной жизни, в которой будут иные принципы, формы и методы взаимодействия между людьми.

Этот мир пока только начинается открываться обществу, хотя отдельные его представители многие тысячелетия хранили и поддерживали технологии внутреннего взора, внутренней гармонии, сохраняли свойства природных людей, пронося сквозь тысячелетия генетическую память предков. В основной же массе людей эти свойства хранятся в подсознании, неподконтрольном рассудку. Но это временно. Процесс пробуждения первородных качеств человека уже запущен, и это, на мой взгляд, одна из главных заслуг Учителя Иванова, который освоил на себе алгоритм познания Природы и путём простой, эффективной, доступной, хотя и радикальной, практики, нашёл способ решения этой грандиозной задачи для каждого жителя планеты.

Соотношение, условно говоря, пропорций «захвата Природы человеком» и его способности проникать в свой внутренний Мир сейчас далеко не в пользу последнего, поэтому общее поле мышления людей сейчас довлеет над отдельными представителями человечества, для которых внутренний мир человека является интегралом, а внешний – производной от него. Постепенно, а потом и лавинообразно, этот процесс познания Природы в самом себе всю социальную жизнь развернёт в иное русло. Сменятся ценности, упразднится обман, переосмыслится жизнь, уйдут болезни, а далее - и смерть. И это будет происходить в осязаемом будущем, а сейчас основная наша задача - подготовка своего сознания и тела к новой и небывалой жизни, о которой прогностически говорил и писал П.К.Иванов.

Для повышения эффективности практики нужна философская база, которую мы уже обозначаем как Учение Иванова, воспринимая её не только как систему методических рекомендаций. Уточню, что в системе Иванова общие философские представления о человеке будущего выступают в практическом виде, а не только на уровне взглядов и рассуждений. Например, то, о чём я говорю сейчас, т.е. о внешнем и внутреннем Мире, в философии освещается давно. Гегель писал, что «Природа и дух составляют реальность идеи, первая – как внешнее наличное бытие, второй – как знающий себя (другими словами: логическое есть вечно простая сущность в себе самом; природа есть эта же сущность как отчуждённая; дух же есть возвращение этой сущности в себя из своего отчуждения)».

И далее, уже переходя к смысловым понятиям сущности самой Природы, жизни человека, Вселенной, мы видим, что у Учителя Иванова всё это связано с живым, личностным, естественным неотчуждённым состоянием. Если по Гегелю: «Природа – это абсолютная идея в виде инобытия вообще, в виде безличностной, внешней предметности и конкретного, индивидуализированного осуществления своих моментов, т.е. абсолютное существо и становление природы по Гегелю – это становление духом», то у Учителя Иванова Природа есть наша матерь, которая дарует нам жизнь, т.е. она обретает в сознании человека личностную реальность. В его обращении к людям звучат слова о Природе как о живой и неумираемой сущности, объединяющей нас в единое целое, это и есть ни что иное, как живая философия, практически реализуемая и понятная большинству людей, а не только интеллектуалам, блуждающим в рамках и коридорах сухого рассудка или логики.

Почему мы рассматриваем Учение Иванова как форму культуры, а, допустим, не как религиозную практику? Потому, что весь опыт Иванова, изложенный в его трудах, как раз и является моделью естественнонаучного поиска, в научных кругах широко известного как последовательность действий людей учёного склада мышления, мыслителей, экспериментаторов, опускающих гипотезу в физику реальных процессов. В имеющихся десятках писем П.К.Иванова и его обращений к учёным, врачам, государственным деятелям мы практически не встречаем никаких его соотношений с церковью, религиозными деятелями. Нет и канонического отношения к религиозным текстам, а есть сравнение «ветхого» человека с новым, независимым в Природе человеком, каковым сам П.К.Иванов считал самого себя.

В научной среде общепринята следующая последовательность познания и реализации научного поиска:

Актуальность темы. Вспомним 1933 год. Труднейшее время, когда смерть витала практически в каждом доме: голод, чистки, выселения людей, природные катаклизмы и повсюду страх, гибель людей от голода, слёзы. Актуальна была мысль человека: почему это происходит? Наиболее ярким её выражением стало состояние простых людей, тружеников из глубинки. «Почему это происходит!» - задал себе вопрос в то время и Порфирий Иванов. Размышления привели к тому, что родилась идея попробовать по большому счёту смерть победить. Но эта идея нуждалась в реализации, поэтому появилась, как это и принято в науке, гипотеза, которая базировалась на том, что человек зависит от:

1) еды;

2) холода и жары;

3) врага, в виде вооружённого человека;

4) болезни;

5) тяжелого труда;

6) природных стихий;

7) самого себя (т.е. суицида).

Гипотеза состояла в следующем: человеку необходимо уйти от зависимости или существенно снизить её наличие. В чём её суть? В том, что, если человек станет независимым, то сможет победить смерть.

Для реализации этой идеи нужно было выработать алгоритм решения главных задач и отбросить лишнее, потому что человеческая жизнь имеет пока ограниченный ресурс и, как говорится, изобретать снова велосипед нет времени. Необходимо было выбрать главное направление. Как бы в этом случае поступил бы я? Видимо таким же образом, точнее сказать, исходя из собственных представлений о жизни, мне стало понятно то, чем занялся сам П.К.Иванов в своём движении к этой цели. А именно:

Содержанием его дела стало опознание свойств Природы в экстремальном виде. Решая проблему выхода из зависимости, в которой находится человек на Земле, Порфирий Иванов набирался опыта. Описанию содержания этого опыта он стал уделять главное внимание. В рукописях мы видим, что на первый взгляд даже самые мелкие детали описывались им очень тщательно.

Предметом его исследований стали его тело, организм, а также физические тела природы и факторы, неблагоприятные для человека.

Методом он выбрал закалку-тренировку.

Целью поставил получение знания, чтобы, овладев свойствами Природы, использовать их для решения идеи бессмертия. Особенность цели заключалась в том, чтобы знания не повлияли на его материальную жизнь (т.е. на жизнь с удобствами, с корыстными интересами и т.п.). Об этом он писал, что «Природу надо опознать», и что новатором становится тот, кто не использует знания для наживы.

Что же касается реальной жизни человека, в которой необходимы минимальный достаток, то в действиях, а затем, и в предложениях Учителя Иванова была постепенность, а где-то и преемственность, а также помощь самой Природы. Но он говорил, что одно время она даст, а в другое может и не дать человеку то, что он хочет.

Значение дела Иванова. П.К.Иванов своему делу придавал приоритетное значение, т.е. это не было просто его увлечением, профессией, заработком. Поэтому в дальнейшем он говорил, что делу этому надо жизнь посвятить, и если будешь заниматься чем-то параллельно, то ничего не получится. И вывод был у Иванова такой, что дело его – дело общемирового значения!

Функции деятельности в эксперименте. Интеграция опыта, выработка методик, самоорганизация, самоосознание, выработка воли, сравнение исторического опыта жизни человека зависимого и независимого, а далее - просветительская функция, учительская функция, (т.е., передача опыта одновременно с процессом учёбы в Природе).

Методология – вывод метода закалки-тренировки на уровень социальной жизни. В этом ключе наша практика – это сплошная закалка тренировка, включающая, наряду с чисто физической практикой, повседневный контакт с людьми, работу, интеллектуальное развитие и все остальные функции жизни. Методология Учителя Иванова включает несколько методов:

1. Закалку.

2. Воздержание от еды.

3. Метод лечения человека.

4. Приём людей.

Приём людей – очень интересное направление, о котором пока ещё только много говорят, но практически оно не делается даже последователями Учителя, которых принимал он сам. К 1951 году Ивановым метод приёма людей был постепенно освоен и описан. С этого года началась работа по передаче опыта Учителем Ивановым приверженцам его идеи, т.е., мы видим социологизацию и педагогику его опыта. К концу 70-х годов он постепенно распространился в стране, но пока неофициально, стал он известен и за рубежом.

Таким образом, опыт его перерос в школу, в которой начали формироваться традиции, праздники, коллективная практика. И именно опыт и нарождающиеся традиции помогли многим поверить в дело Иванова на своём личном примере, т.е., стал нарабатываться «духовный опыт». Необходимо отметить, что разрыв между мировоззрением Учителя Ивановым и тем, чего он сам достиг и мировоззрением и достижениями людей обычных был столь большой, что основная часть его последователей могла воспринимать его философию, в основном, на вере. Но при этом акцент всегда ставился на том, что человек должен был сам решать, как поступить ему в том или ином трудном случае. Человек мог выйти в Природу и выпросить возможность решения своих проблем с помощью Учителя. Никакого навязывания извне не было.

Вера – это укреплённая убеждённость в правоте своего дела на основе собственного опыта.

Между тем, философское осмысление бытия в работах Иванова очень понятно тем, кто занимается онтологией, т.е., наукой о бытие. В этом плане из рукописи в рукопись передаётся история жизни зависимого человека в Природе.

Гносеологам инструмент познания П.К.Ивановым свойств Природы, становится особенно понятен тогда, когда им становится известно смысловое содержание самого слова и образа «Природа» как состояния коллективного разума народа, что отличается от общепринятого понимания, что Природа - это цветочки, деревья, кусты и т.п. Природа по Иванову – это человек, народ, общество, коллективная мысль.

Что же касается антропологии, то здесь непочатый край для исследования. Организм Иванова был подготовлен к испытаниям уже ко Второй Мировой войне. И хотя он говорил, что по телу он такой же, как и все, а по делу – новый и небывалый человек, его тело было уже иным в сравнении с телами обычных людей. Умение обходиться месяцами без воды и еды, в 40-градусные морозы ходить раздетым – это возможности, связанные уже с новой физической конституцией человека. Антропология как наука и учение о человеке только теперь пытается как-то осознать опыт Иванова, потому что дефицит здоровья налицо, а выхода из этого кризиса так особо и не видно.

Людям метафизической настроенности, т.е. тем, кто Мир воспринимает на уровне сверчувственной реальности, феномен Иванова также не даёт покоя, потому что постичь его на уровне ума, мало удаётся. Даже такой термин–утверждение возник, что система Иванова - это «система ускользающей реальности».

И особая заинтересованность философией Иванова, повторю ещё раз, может появиться у гносеологов - специалистов, занимающихся способами познания окружающего мира и, особенно, внутреннего, потому что человек воспринимает мир в условиях природы в ином ключе, чем в условиях урбанизации. По утверждению Учителя Иванова «холодная вода пробуждает чувства», и в процессе жизни в темечко человека вкладывается семечко Природы. Не секрет, что все основные ученики Учителя активно работают в этом направлении и нарабатывают уже свой опыт познания Мира, в котором есть этапы познания (десятилетка по Иванову), ступени познания, как чувственные, так и рациональные. Причём чувственные до такой степени, что образы и восприятия достигают пиковых вершин. П.К.Иванов говорил, что это иногда равносильно рождению и смерти, т.е. перерождения человека в новом качестве.

Ну, а на уровне рациональном в среде последователей системы Иванова столько понятий, суждений и умозаключений, что никакая наука их не охватит. И всё же путь познания истины через практику Иванова значительно короче, чем движение в русле восточных учений, или, тем более, современной философии, в которой явно наметился кризис. Философия потребительской цивилизации может только охватить тенденции её развития, точнее говоря, её коллапса, но изменить Мир - вряд ли.

Что можно предпринять, чтобы система Иванова и его учение стали доступны и понятны большинству людей? За прошедшие 25 лет в периодической печати, а также в науке и публицистической литературе сложилось множество штампов о системе Иванова. Об Учении Иванова разговор идёт или на уровне дремучего плагиата, или об Учении пытаются писать люди, не знающие классических основ философии. В результате множества попыток изложить Учение через призму своего личного опыта и своих проблем и отрывочных знаний накапливается множество смысловых и понятийных ошибок. Это характерно для любой эмпирической школы и бояться этого не следует. Но вот модельно выстроить иерархию знаний и опыта по системе Иванова, как нам думается, уже просто необходимо. Выкристаллизованное Учение Иванова поможет человеку не только обрести системность в самом себе, но и занять своё место в Природе, а с этим - эффективно ускорить процесс собственной эволюции.

На протяжении многих лет мы работаем над первоисточниками и систематизируем свой и параллельный опыт в системе Иванова. Постепенно этот опыт структурировался в модель 7 уровней т.н. «Матрёшки». Но чтобы к этой модели перейти, сначала опишем классические представления об Учении как таковом.

Главное представление заключено в том, что Учение является одной из сторон процесса обучения ученика овладению знаниями и навыками. Подчеркнём, что речь идёт об ученике, который, овладевая какими–то определенными знаниями, может на основе процесса обучения обретать и расширять собственный опыт. Таким образом, Учение представляется частью процесса, его стороной. Иначе оно становится догмой или диктатом, вбирающими все стороны обучения, но не оставляющими ученику инакомыслия, а учителю — творческого разнообразия сторон обучения.

Вторая трактовка. Учение — это совокупность теоретических положений о какой–либо области явлений действительности. В такую совокупность могут входить парадигма, концепция, методология познания, гипотеза развития и тому подобное.

И третье определение. Учение — это система воззрений какого–либо учёного или мыслителя. В неё тоже входят гипотезы, парадигма, и концепции, а также методология познания, понятия, категории, определения, описание опыта исследования, выводы, предложения по взаимодействию с окружающим Миром и многое другое.

Теперь необходимо сформулировать, о чём же все–таки идёт речь, когда мы говорим об Учении Иванова. То есть, о какой области окружающей действительности идёт разговор: или это область внутреннего Мира человека, или это совокупность всего и вся того, что мы называем Природой? А может быть, это есть Учение Иванова как личности, то есть изучение самого феномена Иванова? Прежде чем ответить на этот вопрос, сделаем некоторое отступление. Каждый человек, знакомящийся с системой Иванова, повторим, именно с системой, отдельными исследователями связываемую с его «Деткой», исходит не только из собственных представлений, но и из своих внутренних побуждений, часто не осознаваемых. То есть, человек сталкивается с некоторым явлением, которое в Природе уже имеет определённый вес, поэтому и с точки зрения защиты, и с точки зрения интереса включаются его внутренние механизмы, имеющие определённую генетическую основу. А так как система имеет ярко выраженную личную окраску, то уже на первой стадии возникают или симпатии, или отторжения. Например, долгие годы не утихает спор вокруг вопроса «Система Иванова - это личный путь, или это коллективная обязанность»? Поэтому отношение к системе имеет субъективные факторы. С другой стороны, нельзя, как это часто бывает в науке, абстрагироваться от этого явления, изучая его как бы со стороны. Любой человек, познакомившись с системой Иванова, уже является частью её. Она в нём живет по своим внутренним сакральным правилам, вызревая идеей в материи организма. Поэтому, если речь вести об Учении Иванова, то для чистоты определения нужно учитывать и психологию человека.

Для того чтобы Учение вызрело в сознании человека как ясная личная перспектива, нужны определенные условия. Когда в сознании П.К. Иванова встал вопрос о том, почему люди умирают, то именно оно ему и подсказало, что нужно самому обдумать и проверить какую–то версию, научно говоря, гипотезу, а в заключение сделать анализ и вывод, а потом и выдать предложения. Это традиционный естественнонаучный подход, по которому развивается наука. Таким же путем Ивановым в своей системе созданы условия, методология, при которых человек ответ получает не сразу. На путь самосовершенствования он вступает через рефлексии, поиск, переживания и так далее. Если бы Иванову сразу был дан ответ на вопрос, вставший перед ним, как это принято в религиозной догматике, то ни о какой личной эволюции идти речь не могла бы – следуй и тебе всё будет.

При создании всеохватывающего Учения встаёт проблема незаметного превращения советов Иванова в правила, а правил - в закон. А если есть константа, то, значит, уже есть смерть, потому что человек, смерив условия, умертвил их: непрерывность процесса, живой поток контуитивного мышления рвётся, и человек живёт в фиксированных образах, понятиях, определениях, а в целом формируется догматика жизни и теряется таинство творческого взлета, эволюционного скачка в неведомое. Для нас Учение Иванова скорее процесс, нежели константа, поэтому хотелось бы избежать вечной борьбы противоположностей и направить их на синтез во благо человека. Психологический фактор не должен мешать процессу развития человека, он должен помогать сознанию человека учиться жить в Природе.

При жестко сформированной теории, а в данном случае мы говорим об Учении Иванова, может возникнуть психологический барьер, который не каждый человек сможет преодолеть. Например, среди некоторых последователей Иванова бытует утверждение о том, что если человек не примет к действию систему Иванова, то он обязательно умрет на веки веков. Взявшись за задачу описания учения Иванова, хотелось бы избежать таких ошибок.

И все же контуры Учения иметь необходимо. С одной стороны мы вбираем опыт нашего Учителя, с другой, обретая свой опыт, мы обогащаем его, например, тем, что коллектив единомышленников учится жить вместе единой семьей. Это в свою очередь тоже нужно обобщать, так как наши представления о совместной жизни в Природе благодаря новому опыту изменяются, а это также есть область или сторона нового Учения. С другой стороны, события в Природе развиваются всё более стремительно, и уже нет времени на раскачку, как это было раньше. Поэтому ясное представление об этой, по словам П. К. Иванова, «бессмертной системе», должны иметь люди на всей Земле, иначе будет поздно — Природа ждать не будет, а будет формировать условия по своим лекалам, в которые обычный человек может уже и не вписаться.

В итоге. Учение - это комплекс знаний, в который входит все три представления, т.е., это процесс обучения, совокупность теоретических положений и система воззрений мыслителя Иванова. И далее по уровням самой теории:

Парадигма. Развитие человечества в автотрофном виде, т.е. бессмертное существование за счёт собственных ресурсов в эфирном поле Вселенной. Обретение человеком независимости в Природе. Рождение нового человека как вида.

Концепция. Эволюционное развёртываение новых и небывалых качеств человека и его жизнь в Природе в физическом теле и в социальном Мире.

Методология. Переход человека к природной жизни на основе методов познания свойств Природы.

Эта триада теории в которой главенствует парадигма. Структуризация самого Учения будет осуществляться разными способами от чистой эмпирики, т.е., опыта и эксперимента, до высших схем, в которых будут чётко просматриваться и занимать своё место категории, понятия, смыслы и даже отдельные слова.

Совокупность такой работы позволит выстроить эффективную методологию и ускорить процесс эволюции. Но одно надо учитывать непременно: теория не должна идти впереди дела. Иначе нам не избежать канонизации Учения и превращения его в чисто умозрительную доктрину. Именно об этом предупреждал Учитель Иванов, говоря, что теорию вперёд практики мы не пустим! Из 26 летнего опыта следования по «Детке», я делаю вывод о том, что только сейчас я могу предложить свои выводы, а после ещё 25 лет сделаю и предложения, как это сделал Учитель Иванов.

Сейчас для эффективной практической работы необходимо структурировать обретённые знания, поэтому мы и обсуждаем философские основы Учения Иванова. Модель «7 М» – это наиболее ясное представление, в котором видится очень удобная формула объединения первоисточников, знаний, опыта, мировоззрения и сама практика природной жизни, которая уже помогает так организовать свою жизнь, что системность знаний начинает помогать нашему здоровью.

Данная модель состоит из 7 уровней, входящих один в другой.

1й уровень – мысль, мышление.

2й уровень – мастерство, мастерская.

3й уровень – методики.

4й уровень – методы.

5й уровень – методология.

6й уровень – мировоззрение.

7й уровень – мироздание.

Вся работа с первоисточником, свой практический опыт, разработка оздоровительных технологий, методик, философских воззрений может структурироваться в этой модели по степени их значимости от простых форм к более сложным. Она понятна любому человеку, который вступил в диалог с Природой. Основные вопросы по философскому осмыслению Учения Иванова нами рассматриваются в периодическом издании - журнале, который называется «Идея жизни».

Таким образом, в этой главе освещены философские подходы к тому, что предложил Учитель Иванов. Можно сделать вывод о том, что система Иванова и его взгляды имеют социокультурное значение, и практика его тождественна естественнонаучному подходу, принятому в учёном мире. Ясное изложение огромного практического пласта, оставленного нам Учителем Ивановым, позволит каждому человеку самоорганизоваться и более эффективно использовать его метод оздоровления, занять своё место в Природе на благо себе и всем людям.

Учение Иванова на наш взгляд является философией жизни, которую можно назвать философией «Живой воды» современной Руси.

2013 г.

©Райское Место, с. Ореховка Луганская обл., 2004-2014 гг.