ПРЕДЛОЖЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ИВАНОВА В ДЕЛЕ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ* Доклад Ю.Г.Иванова 2006 г., с. Ореховка
Одним из главных направлений Учения Иванова является создание такой системы образования, в которой начнут реализовываться новые формы и методы воспитания молодёжи, основанные на более глубоком взаимодействии людей с живой Природой. В настоящее время накоплен уникальный эмпирический материал для этой важной работы. Начиная с 1985 года, когда опыт Учителя Иванова стал изучаться на государственном уровне, началось планомерное развитие природной оздоровительной педагогики, в становлении которой активное участие приняли как отдельные энтузиасты, так и целые педагогические коллективы. Были проведены десятки конференций по этой теме, изданы книги, разработаны программы, защищены диссертации, действовали экспериментальные педагогические площадки в дошкольном и школьном образовании, получены и обработаны результаты исследований и многое другое. Наш коллектив на протяжении 20 лет последовательно ведёт работу по развитию как фундаментальных основ оздоровительного образования, так и прикладных программ и методик, способствующих углублению знаний молодёжи в области укрепления своего здоровья. Прежде чем перейти к рукописным материалам самого П.К.Иванова необходимо отметить, что становление оздоровительной педагогики по системе Иванова проходит в сложных условиях. С одной стороны это неприятие отдельными личностями самой идеи природного оздоровления человека, а с другой – отсутствие масштабной координации философов, педагогов, культурологов и других специалистов которым близка данная идея. К сожалению, под давлением религиозных кругов была упразднена на государственном уровне подготовка педагогов-валеологов в России, а на Украине это направление пока находится в состоянии неопределённости. Тем самым осложняется организационная, научно-исследовательская и педагогическая работа по укреплению знаний в области здоровья. А главное – не ведётся практическая деятельность, связанная с природным оздоровлением на государственном уровне. Между тем уровень здоровья катастрофически падает и застой в этой области продолжается. Установлено, что основная потеря здоровья людей происходит в школьном возрасте, более того, именно школа во многом и виновна в ослаблении физического и психологического состояния подростков, не говоря о том, что духовная составляющая педагогики, как наиважнейшая, иногда вообще отсутствует. Тем более ценно то, что независимо от социально-политических преобразований ученики и сторонники системы и Учения Иванова продолжают нужную работу, основываясь на своих внутренних убеждениях в правоте этой новой науки и практики. Они используют свои внутренние ресурсы – психологические и материальные, опираются на свой профессиональный опыт и природную энергию оздоровления. По мере углубления знаний по Учению Иванова растёт профессионализм, и эти специалисты всё более и более ёмко формируют новую оздоровительную педагогику, переходя от традиционных общепринятых средств и методов к специфическим и оригинальным технологиям, позволяющим более эффективно решать поставленные задачи. В этом им помогают философско-педагогические и практические семинары, которые ежегодно проводятся в нашем Центре общественной организацией «Райское место», ранее Добровольным обществом «Истоки» им. П.К.Иванова. Постепенно формируются основные педагогические особенности «Школы природного самосовершенствования человека» по системе Иванова. В её багаже уже имеются следующие теоретические разработки и материалы: 1. «Концепция непрерывного оздоровительного образования». 2. «Концепция природного воспитания молодёжи». 3. «Социально-философская концепция влияния природных факторов на процесс вызревания целостной личности». 4. Авторская программа «Природное развитие ребёнка». 5.Сборник «Мировоззрение Учителя Иванова». 6.Научно-исследовательские работы: «Проблемы природной эволюции». «Развитие педагогических идей Учителя Иванова в образовании и науке». «Новые подходы в подготовке педагогов валеологов». 7. Авторские книги: «Откройте Природу детям». «Введение в природную практику Учителя Иванова». «Прикладная валеология». «Педагогика здоровья». «Новые принципы воспитания детей с помощью практики природного оздоровления П.К.Иванова». «Русская эволюция». «Мерцающий Мир». «Русский вектор». «Авторские журналы «Идея жизни» и другие. 8. Материалы 10 философских чтений «по Учению Иванова» в Самаре. 9. Материалы научно-практических семинаров в с. Ореховка. 10.Материалы диссертаций и дипломов по системе Иванова. 11.Культурологические и этнопедагогические работы и книги А.А.Ивановой. 12.Доклады членов Общественной организации «Райское место» на международных форумах, симпозиумах, конференциях. 13.Рукописное наследие Учителя Иванова. 14.Библиотека книг по системе Иванова, написанных его учениками. 15.Видеофильмы, аудиозаписи, фотоматериалы, буклеты, стенды и т.д. Таким образом, постепенно осуществляется переход от традиционно принятой оздоровительной системы образования, которая включает в себя физическую культуру, валеологию и медицину, к непрерывной оздоровительной педагогике в условиях полевой практики. При этом происходит комплексное развитие и укрепление физических, психологических и духовных компонентов человека с одновременным вызреванием целостной природной личности. Мы понимаем, что стоим только в самом начале пути, поэтому терпеливо относимся к временному неприятию нашей школы к временному неприятию нашей школы отдельными деятелями от образования и чиновниками. Но нужно идти вперёд, не останавливаясь, развивая в себе творческие силы, следом за собой изменяя и оформляя окружающую атмосферу, в том числе и педагогическую.
* Опубликовано: 1. Ю.Г. Иванов. «Идея жизни» №6. Авторский журнал об учении Иванова, с. Ореховка, 2006. 2. Ю.Г. Иванов. Идея жизни. Учение Иванова – современная философия здоровья. Москва-Луганск, «Русская правда», 2008.
|